Как подготовить ребенка к детскому саду?


Вопросы о том, когда «Отдавать ребенка в детский сад ?», «Как он там себя будет чувствовать?» и «Стоит ли вообще это делать?» рано или поздно возникают у родителей. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые правила. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи и приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
Адаптация к детскому саду — сложный период, в котором участвуют не только сам ребенок, но и его родители,
Поэтому для того чтобы ребенок смог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям детского дошкольного учреждения, необходимо готовить не только его, но и родителей к поступлению в детский сад.
Готовность родителей.
Мы начинаем с этого пункта, т.к. именно настрой родителей является основополагающим для успешной адаптации малыша к детскому саду. Самое главное – положительный настрой на детский сад, если Вы верите, что детский сад — это самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш малыш, пусть пока на уровне внутренних ощущений. Если Вы так не думаете, займитесь аутотренингом — возьмите листочек и напишите в ответ на вопрос «Зачем моему ребенку нужен детский сад ?» все позитивное, что вы знаете по этому поводу (например, «У моего ребенка расширится круг общения, а это очень полезно для его развития» — да-да, даже негативный опыт полезен, т. к. ребенок развивается только преодолевая препятствия, как, впрочем, и любой человек, или «Я могу спокойно ходить в магазин, не отдирая орущего ребенка от ярких коробок» и т.п.
Готовьте ребенка к общению с другими детьми заранее.
Чаще гуляйте с ребенком на детской площадке, не торопитесь вмешиваться в любой конфликт, дайте ребенку возможность самому найти выход из ситуации.

 

Опыт общения с другими детьми.
Хотя бы раз в неделю меняйте с ребенком место для прогулок – это может быть соседский двор (а сколько их вокруг?), парк, зоопарк, центр города, просто проехать 2 остановке на транспорте, а обратно вернуться пешком или наоборот и т.д

.
Ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учите ребенка общаться, вместе играть, делиться своими  игрушками, просить чужие и т.п. – показывайте, как это надо делать.
Играйте с ребенком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон), до игр и занятий. Роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая-нибудь игрушка. «Вот Саша кушает, как ребятки в детском саду», «Все ребятки спать легли в свои кроватки и Танечка тоже спать ляжет в свою кроватку».Самое главное – это ваше доверие и убежденность в том, что все будет хорошо.
Режим дня.
Нередко трудности адаптации к детскому саду бывают вызваны тем, что ребенку никак не удается привыкнуть к новому режиму. Режим в жизни ребенка чрезвычайно важен, и резкая его смена – это, безусловно, дополнительный стресс. Поэтому узнайте режим вашего садика заранее и начинайте постепенно вводить его дома. Хорошо, если Вы сделали это за месяц-полтора до того, как малыш впервые окажется в саду. Ребенку проще будет влиться в ритм детского сада.
Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Поэтому очень важно, чтобы рядом находился компетентный специалист, который вовремя подскажет маме, что делать. От того, как пройдет вхождение ребенка в новый коллектив, какой опыт он получит в этом возрасте, зависит его дальнейшее умение строить отношения с другими людьми.
Сон.
Позаботьтесь о том, чтобы ребенок хорошо высыпался ночью. Длительное недосыпание нередко является причиной невротических состояний, характеризующихся плаксивостью, ослаблением внимания, памяти. В этих случаях дети становятся возбужденными или, наоборот, вялыми. Невротические состояния могут сопровождаться снижением аппетита и сопротивляемости организма к заболеваниям. Для малыша крайне важно спать не менее 10 часов ночью и 2–2,5 часа – днем. У многих детей после 3-х лет дневной ритм перестраивается таким образом, что они отказываются от дневного сна и увеличивают период ночного сна. Если ваш ребенок не спит днем, то важно узнать, как реагируют воспитатели на таких детей, т.к. если всех малышей укладывают спать независимо от их потребности в дневном сне, то для неспящих детей это может стать стрессом. Обычно дети в это время слушают чтение книг, рисуют и т.п., что соответствует суточному биоритму дошкольников.
Доброе утро, малыш!
Утреннее пробуждение ото сна тоже важный момент. Конечно, самое лучшее – это самостоятельное пробуждение, но такое в 7.30 утра происходит не всегда. Если ребенка будят, особенно в фазе глубокого сна, то просыпается малыш не сразу, тяжело, долго не может включиться в дневную деятельность, капризничает, бывает вял и пассивен. Разбудите малыша на 10 минут пораньше, позвольте ему немного понежиться в постели до полного пробуждения.
Ты уже большой!
Старайтесь, чтобы малыш умывался, одевался, засыпал и аккуратно ел за общим столом, пользуясь вилкой и ложкой, пил из чашки. Проследите, сколько времени у него уходит на то, чтобы съесть обед, – обычно в саду на него отводят 30 минут. Важно также, чтобы ребенок мог обходиться без посторонней помощи в туалете и сообщать взрослым о такой необходимости

.
Чем лучше эти навыки развиты у ребенка, тем меньший эмоциональный и физический дискомфорт он испытывает, оказавшись вдали от мамы в незнакомом коллективе.
Не пугайте садиком!
Если кроха возбужден и неуправляем, не пытайтесь приструнить его фразами типа: «Если ты не успокоишься, отведу тебя обратно в детский садик!» Не формируйте образ детского сада как места, которым наказывают.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения обычно протекает от 4 до 6 месяцев. Темп адаптации ребенка зависит от подготовленности к условиям и режиму детского сада. Родителям надо помнить и еще одну особенность — возраст детей, идущих в детский сад (2,5 — 3 года) является в основном кризисным. Поэтому часто поведение ребенка становится капризным, неуправляемым и чтобы не усугубить кризисные проявления, необходима поддержка специалиста.
Такую поддержку Вы всегда сможете получить у педагогов нашего детского сада.